Архитектурное освещение – одно из ведущих современных средств формирования информативно-имиджевой системы, способствующей акцентуации выгодных сторон архитектурных конструкций и созданию лица города в глобальном смысле. Значительное развитие городское освещение в целом получило с появлением светодиодных технологий.
Светодиодные приборы обладают низким энергопотреблением в сочетании с высокой яркостью, что существенно расширяет спектр вариантов подхода к освещению монументальных объектов, архитектурных комплексов и т. д.
Особенности подхода к архитектурной подсветке
В отличие от обычного уличного, архитектурное освещение зданий имеет более глубокие возможности. Правильно подобранное сочетание осветительных приборов позволяет дизайнеру не только выгодно подчеркнуть особенности объекта, но и создать успешный образ здания коммерческой организации.
В последнем случае свет становится мощным рекламным пособником, дающим неоспоримый эффект в тёмное время суток. Правильное выстраивание «ночного лица» здания создаёт у зрителя позитивный настрой.
- В категорию объектов архитектурной подсветки можно включить городские здания (муниципальные, офисные, жилые дома и др.), исторические достопримечательности и памятники, коммуникативные сооружения (мосты, надземные переходы) и дома частного сектора (коттеджи, загородные гостиницы).
- Специфика подхода к работе в каждом случае определяется индивидуально, в зависимости от целей и задач, конструктивных нюансов, фактуры и расцветки, окружающего пространства.
- Следует учитывать необходимость согласования проекта архитектурного освещения с инспектирующими организациями (Госстрой, Росохранкультуры и пр.). Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» обязательны к ознакомлению при создании архитектурного освещения фасадов зданий в черте города.
Варианты подбора освещения
Существуют следующие методы светодизайна применительно к архитектурному оформлению:
- общее заливающее;
- локальное заливающее;
- локальное акцентирующее;
- контурное;
- фоновое заливающее;
- фасадное заливающее;
- колерное (выделение цветом);
- динамическое наружное архитектурное освещение.
Общее заливающее и фоновое освещение осуществляется с помощью мощных прожекторов, установленных на некотором расстоянии на различной высоте. Данный способ способствует цельному восприятию здания и подходит для освещения монументальных объектов, имеющих вокруг себя свободное пространство (храмовые сооружения, скульптуры, административные здания, культурные учреждения).
Учитывая то, что поток света должен быть чистым, мощным и доминирующим, желательно использовать светодиодные лампы.
Локальное освещение камерное по своему характеру и служит для подсветки фактурных интересных особенностей здания (заливающее) или акцентов на отдельных элементах (акцентирующее) – барельефы, декоративная лепнина.
- Этот метод требует от дизайнера вдумчивого отношения. Локальный свет при неверном размещении выглядит фрагментарно, лишает здание цельности;
- осветительные приборы располагают на поверхности здания, освещаемая поверхность невелика, поэтому здесь уместно отметить сравнительно низкие расходы на энергопотребление.
Архитектурное светодиодное освещение всё больше замещает недолговечный неон.
Особенно ярко это проявилось в сфере технологий контурного освещения. Неоновые трубки хрупки и сложны в монтаже. Светодиодная лента без особого труда изгибается, принимая любую желаемую форму, светодиодный дюралайт при этом, обладая радиальным сечением, даёт освещённость по всему периметру поверхности.
Впрочем, неон до сих пор используют в местах, где привлечение клиента необходимо привлечь импульсно: развлекательные заведения, казино. Динамическое освещение достаточно разнообразно по степени амплитудных колебаний, сочетаний цветов.
Наряду с неоном используются видеоэкраны, бегущие строки:
- используя контроллеры, интересных эффектов можно добиться с дюралайтом или лентой RGB;
- при наличии в здании застеклённого фасада, высоких витрин установка освещения возможна изнутри. При этом берутся во внимание два фактора: повышение привлекательности экстерьера и сохранение приемлемого уровня освещённости внутренних помещений.
При любой работе с внутренним архитектурным освещением необходимо избегать излишней динамики, которая может привести к зрительному утомлению. Многочисленные разработки, связанные с появлением всё новых технологий для светодизайна – неоспоримое доказательство перспективности инновационного архитектурного освещения зданий в будущем.